Неточные совпадения
Мой предок Оболдуй
Впервые поминается
В старинных русских грамотах
Два
века с
половиноюНазад тому.
То, что представлялось сознанию второй
половины XIX
века единственным существенным в жизни человечества, все то оказалось лишь поверхностью жизни.
Гёррес, написавший в первой
половине XIX
века многотомное сочинение о мистике, предлагает различать мистику божественную, мистику натуральную и мистику дьявольскую.
Рост техники во вторую
половину XIX
века — одна из величайших революций в истории человечества.
Что такое был теоретический интерес и страсть истины и религии во времена таких мучеников разума и науки, как Бруно, Галилей и пр., мы знаем. Знаем и то, что была Франция энциклопедистов во второй
половине XVIII
века, — а далее? а далее — sta, viator! [стой, путник! (лат.)]
Во мне есть та взволнованность души, та проблематичность ума, те конфликты и антиномии, которые обнаружились во вторую
половину XIX
века и в начале XX.
Постройка Китайской стены, отделяющей Китай-город от Белого города, относится к
половине XVI
века. Мать Иоанна Грозного, Елена Глинская, назвала эту часть города Китай-городом в воспоминание своей родины — Китай-городка на Подолии.
Так было до первой
половины прошлого
века, до Николаевской железной дороги. Николай I положил на карту линейку и провел карандашом прямую черту от Москвы до Питера.
В середине прошлого
века поселилась во дворце Белосельских-Белозерских старая княгиня, родственница владельца, и заняла со своими многочисленными слугами и приживалками
половину здания, заперев парадные покои.
На углу Остоженки и 1-го Зачатьевского переулка в первой
половине прошлого
века был большой одноэтажный дом, занятый весь трактиром Шустрова, который сам с семьей жил в мезонине, а огромный чердак да еще пристройки на крыше были заняты голубятней, самой большой во всей Москве.
Дом был выстроен во второй
половине XVIII
века поэтом совместно с братом генерал-поручиком А. М. Херасковым. Поэт Херасков жил здесь с семьей до самой своей смерти.
Такова была Садовая в первой
половине прошлого
века. Я помню ее в восьмидесятых годах, когда на ней поползла конка после трясучих линеек с крышей от дождя, запряженных парой «одров». В линейке сидело десятка полтора пассажиров, спиной друг к другу. При подъеме на гору кучер останавливал лошадей и кричал...
Дворец этот был выстроен во второй
половине восемнадцатого
века поэтом М. М. Херасковым, и в екатерининские времена здесь происходили тайные заседания первого московского кружка масонов: Херасков, Черкасский, Тургенев, Н. В. Карамзин, Енгалычев, Кутузов и «брат Киновион» — розенкрейцеровское имя Н. И. Новикова.
То же самое произошло и с домом Троекурова. Род Троекуровых вымер в первой
половине XVIII
века, и дом перешел к дворянам Соковниным, потом к Салтыковым, затем к Юрьевым, и, наконец, в 1817 году был куплен «Московским мещанским обществом», которое поступило с ним чисто по-мещански: сдало его под гостиницу «Лондон», которая вскоре превратилась в грязнейший извозчичий трактир, до самой революции служивший притоном шулеров, налетчиков, барышников и всякого уголовного люда.
Вина составляли главный доход Елисеева. В его погребах хранились самые дорогие вина, привезенные отцом владельца на трех собственных парусных кораблях, крейсировавших еще в первой
половине прошлого
века между Финским заливом и гаванями Франции, Испании, Португалии и острова Мадейры, где у Елисеева были собственные винные склады.
Воинствующий рационализм так характерен для второй
половины XIX
века, хотя позитивный дух этого
века значительно отличается от просветительного духа
века XVIII.
В тех уездах Оренбургской губернии, где прожил я большую
половину своего
века, сосна — редкость.
— Кант [Кант Иммануил (1724—1804) — родоначальник немецкого идеализма второй
половины XVIII—XIX
века.] почти то же самое говорит, — возразил, как бы в некотором недоумении, Неведомов.
— Тут одного гвоздья сколько! — восторгался Лукьяныч, бесстрашно водя меня по опустелым комнатам. — Кирпичу, изразцу, заслонок — страсть! Опять же и дерево! только нижние венцы подгнили да балки поперечные сопрели, а прочее — хоть опять сейчас в дело! Сейчас взял, балки переменил, верхнюю
половину дома вывесил, нижние венцы подрубил — и опять ему
веку не будет, дому-то!
— Две эти секты и во вражде и в согласии, — сказал он, — как часто это бывает между родителями и детьми; все-таки хлыстовщина — праматерь скопчества. [Скопчество — религиозная секта, особенное распространение получившая в России во второй
половине XVIII
века.]
[Лука Жидята — новгородский епископ (первая
половина XI
века), автор «Поучения к братиям», одного из самых ранних произведений русской духовной литературы.]
Только в Азии, в глубинах Монголии сохранились родичи наших калмыков, которые так же кочуют, как и наши, не изменившие своего образа жизни с первой
половины XVII
века, когда они пришли из Джунгарии и прочно осели здесь.
Подмосковное село Владыкино, одно из любимых дачных мест, в
половине прошлого
века было бедным погостом: церковка, кладбище, пяток домиков и речка Лихоборка, которая привлекала любителей удить рыбу.
Вы зарабатываете более двухсот рублей в месяц и
половину можете отдать жене, которая всегда могла бы быть счастлива с лучшим человеком, который бы ценил ее, ежели бы вы не завязали ее
век.
Впоследствии, обсидевшись в деревне, этот Gigot сделался большим сонею, и чуть часовая стрелка вечером переходила за
половину десятого, он уже начинал позевывать, и, шевеля тяготеющими
веками, сам подговаривался...
Эта мысль, составившая содержание нашей прошедшей статьи, ожидает еще обширной фактической разработки; но мы не сомневаемся, что чем более станем мы сводить факты народной жизни за вторую
половину XVII и первую четверть XVIII
века, тем яснее будет выказываться соответствие между ними, вместо представляющегося на первый раз противоречия.
Единовластное владычество ружья продолжалось
половину моего
века, тридцать лет; потом снова появилась на сцене удочка, и, наконец, старость, а более слабость зрения, хворость и леность окончательно сделали из меня исключительного рыбака. Но я сохраняю живое, благодарное воспоминание обо всех прежних моих охотах, и мои статьи о них служат тому доказательством.
До недавнего времени наше внимание привлекалось только светлою стороною последней
половины прошлого
века.
На первых порах этот подвиг был весьма труден для молодой дамы; у ней обыкновенно с
половины выкуренной папиросы начинала кружиться голова до обморока: но чего не сделает женщина, стремящаяся стать в уровень с
веком!
Вообще постановления Стоглавого собора дают много весьма грустных свидетельств о духовном состоянии Руси в
половине XVI
века.
В
половине XV
века митрополит Иона обличал даже вятчан за вступление в десятый брак.
Такие предписания были во второй
половине XVI
века высшей степенью гуманности, до которой только могли возвышаться лучшие люди, подобные Сильвестру, автору «Домостроя».
Этот отзыв привели мы для того, чтобы показать, что уже в
половине XVII
века сознавалась людьми среднего сословия необходимость разумных заимствований от Европы.
Но в
половине XVIII
века звезда Лизоблюдов померкла...
Мы слишком долго, почти до
половины XIX
века, воспитывались на догматах, а не на фактах, на внушении, а не на свободном изучении явлений бытия.
Быт? («Быт русского дворянства в первой
половине XIX
века».) Нужно же, чтобы люди были как-нибудь одеты.
— Вот, товарищи, замечательная особа. Знаменитая развратница первой
половины девятнадцатого
века…
Такова была закваска населения заволжских лесов, когда во второй
половине XVII
века явились туда новые насельники, бежавшие из сел и городов раскольники.
В первой
половине девятнадцатого
века опухоли яичников у женщин лечились внутренними средствами; попытки удалять опухоли оперативным путем посредством вскрытия живота (овариотомия) кончались так печально, что, пиши я свои записки полвека назад, я привел бы эти попытки в виде примера непростительного врачебного экспериментирования на людях.
Солнечное явление Пушкина, радость и обетование русской культуры, ее духовный центр в первую
половину XIX
века мы ощущаем уже как принадлежащее к иной исторической, а быть может, и космической эпохе, он относится даже не к отцам, но к дедам нашим.
Издревле та сторона была крыта лесами дремучими, сидели в них мордва, черемиса, булгары, буртасы и другие язы́ки чужеродные; лет за пятьсот и поболе того русские люди стали селиться в той стороне. Константин Васильевич, великий князь Суздальский, в
половине XIV
века перенес свой стол из Суздаля в Нижний Новгород, назвал из чужих княжений русских людей и расселил их по Волге, по Оке и по Кудьме. Так летопись говорит, а народные преданья вот что сказывают...
— Конечно. Что же может быть проще того, что все люди по случайностям не доживают на земле своего времени!
Век человеческий здесь, по библейскому указанию, семьдесят лет и даже восемьдесят, а по случайностям человечество в общем итоге не доживает одной
половины этого срока, и вас нимало не поражает эта ужасная случайность? Я желал бы, чтобы мне указали естественный закон, по котору человеческому земному организму естественно так скоро портиться и разрушаться. Я полагаю, что случайности имеют закон.
Но методы и основные принципы исследования определялись эволюционной теорией второй
половины XIX
века.
Может быть, теперь, в XX
веке, в Париже и завелись среди французов такие «пауперы», но тогда (во второй
половине 60-х годов) мы их не знавали и нигде не встречали.
И как гигиенично и удобно давали такие спектакли! Некоторые шекспировские вечера начинались в шесть и даже в
половине шестого. И вообще для пятиактных драм и комедий держались правила начинать спектакли в
половине седьмого. И к десяти с небольшим кончали самую обширную шекспировскую хронику, и все отправлялись ужинать. Так когда-то давали спектакли в Париже в XVIII
веке: начинали еще раньше, к 5 часам пополудни, и кончали к десяти.
Из всех тогдашних конгрессов, на каких я присутствовал, Съезд Интернационального Союза рабочих (о котором я говорил выше) был, без сомнения, самый содержательный и важный по своим последствиям. Идеи Маркса, создавшего это общество, проникли с тех пор всюду и у нас к
половине 90-х годов, то есть около четверти
века спустя, захватили массу нашей молодежи и придали ее настроениям гораздо более решительный характер общественной борьбы и наложили печать на все ее мироразумение.
Это приучило меня к более систематической работе, и так длилось с 1873 года до
половины первого десятилетия XX
века, то есть более тридцати лет.
Но и тогда, каким я находил Герцена как сына своей эпохи, как писателя и общественного деятеля второй
половины XIX
века, он выдержал бы сравнение с кем угодно из выдающихся людей в России и за границей, с какими меня сталкивала жизнь до той эпохи.
Известны его капитальные труды: «Крестьяне при Екатерине II», «Крестьянский вопрос в XVIII и первой
половине XIX
века».
Из всех писавших в легальной литературе Чернышевский был наиболее ярко выраженным социалистом, и этим определилось его значение для русской интеллигенции, которая по своему моральному сознанию во вторую
половину XIX
века вся почти была социалистической.